Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автомобиль служит экспертиза дорожных происшествий, которую граждане по разному именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из указанных названий дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое наименование более семи лет назад, основная масса юристов, адвокатов, судей, следователей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В результате столь общего и абстрактного определения данной экспертизы, в нашей практике довольно таки часто всплывают ситуации, когда в офис экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, где необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

В таких случаях возникает нехорошая ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, в результате чего установленные сроки затягиваются в следствии элементарной безграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин, состояние покрытия проезжей части;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и иных участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия, неверное расположение дорожных знаков и другие негативные особенности обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

Например, в случаях, где основной причиной дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.